JSC "STCD"

Diagnostics Center
URL: http://diaprom.com/
E-mail:
Address: office 329, Gazgoldernaya st. 14, Moscow 109518
Telephone/Fax: (495) 690-9195

Simulators for NPP

JSC "STCD" participated in the development of simulators for NPP:

Full-Scale Simulators

A full-scale simulator (FSS) of NPP unit is intended for training and competency management of main control room (MCR) operating personnel. FSS is a replica of real main and emergency control rooms and is based on the NPP unit integrated mathematical model.

Simulators are used to solve the following major tasks:

  • Initial training and re-training of operating personnel;
  • Operating personnel competency management;
  • Team work of the shift personnel;
  • Personnel on-site training and practical examination;
  • Obtaining permit for process in accordance with RD-04-29-99 Regulation on issuance of permits to be engaged in the field of nuclear energy use by NPP employees issued by Federal Inspectorate of Russia for Nuclear and Radiation Safety;
  • emergency response drills;
  • development of training programs for personnel advanced training;
  • training center instructor preparation;
  • simulation of real accidents at NPP and their analysis.

The major objective of simulator development and operation is to enhance the safety and cost-effectiveness of NPP operation due to improvement of operating personnel professional training.

Analytical Simulators

An analytical simulator (AS) is a software and hardware simulation facility intended for retraining and competency management of operating personnel using full-scale mathematical model of NPP unit that functions on a real time basis. The major difference of AS form FSS is that the MCR panels are provided in graph form.

The analytical simulator includes MCR operator and instructor workstations.

The operator interface consists of process system charts, graphic simulations of MCR panels and consoles, monitoring and control system screen formats as well as interface organization tools navigation, alarms, etc. The operator has a possibility of interactive equipment control with the help of the above tools.

The model is started and the whole simulator work is controlled from the trainer workstation including setting failures and impact of remote control (locally).

The scope of modeling of process systems and equipment, monitoring and control systems as well as the number of failures preset in the model enables modeling a wide range of normal, transient and emergency modes including severe reactor core disruption.

The analytical simulator is a powerful engineering tool to check the engineering solutions of new NPP units, to test control algorithms, to select settings of automatic regulators and optimize operational and emergency instructions.

Up-to-date graphic tools enable the creation of real panel images on interactive displays, and the controls on screen are active components enabling the simulation by the operator of the actions carried out in real MCR. Therefore the AS man-machine interface is similar to the operator performance in real MCR. This broadens the scope of application of AS for operating personnel training and enables the operator to use the conventional NPP controls.

Local Simulators

A local simulator (LS) is software and hardware package that simulates processes related to NPP operation, maintenance and equipment repair. LS are intended for operating personnel professional training.

The major objective for simulator development and use is the enhancement of safety and cost effectiveness of NPP operation due to the improvement of the operating personnel professional training.

The local simulators of various projects include:

  • main control room simulator;
  • refueling machine control station simulator;
  • simulator of water treatment local control panel;
  • simulator of equipment and systems of software and hardware package of operational I&C of field devices, engineering safety features actuation system (based on Teleperm-XS) and upper level unit system of I&Cn;
  • simulator of equipment and systems of NPP commercial dispatcher (wholesale electricity market simulator);
  • simulator of systems and equipment of instrumentation and control of Reactor Instrumentation, Control and Diagnostics System;
  • simulator of systems and equipment of instrumentation and control of reactor neutron flux monitoring equipment;
  • simulator of systems and equipment of software and hardware package of Instrumentation and Control System of Fire Protection.

АО «НТЦД»

Центр диагностики
URL: http://diaprom.com/
E-mail:
Адрес: 109518, г. Москва, ул. Газгольдерная, д. 14, оф. 329
Телефон/Факс: (495) 690-9195

Тренажеры для АЭС

АО "НТЦД" принимало участие в разработке тренажеров для АЭС:

Полномасштабные тренажеры

Полномасштабный тренажер (ПМТ) энергоблока АЭС предназначен для подготовки и поддержания квалификации оперативного персонала блочного щита управления (БЩУ) АЭС. ПМТ имеет точную копию реального блочного и резервного щитов управления (РЩУ) и базируется на комплексной математической модели энергоблока.

Тренажеры применяются для решения следующих основных задач:

  • первичная подготовка и переподготовка оперативного персонала;
  • поддержание уровня профессиональной подготовки оперативного персонала;
  • отработка взаимодействия в составе смены (бригады);
  • проведение практического обучения и практического экзамена персонала;
  • получение разрешения на ведение технологического процесса в соответствии с РД-04-29-99 «Положение о выдаче разрешений Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности на правоведения работ в области использования атомной энергии работниками атомных станций»;
  • проведение противоаварийных тренировок;
  • разработка программ обучения для повышения квалификации персонала;
  • обучение инструкторов учебного центра;
  • моделирование реальных происшествий на АЭС и их анализ.

Основной целью разработки и последующей эксплуатации тренажеров является повышение безопасности и экономической эффективности эксплуатации АЭС, за счет совершенствования профессиональной подготовки оперативного персонала.

Аналитические тренажеры

Аналитический тренажер (АТ) - программно-технический моделирующий комплекс, предназначенный для переподготовки и поддержания квалификации оперативного персонала с использованием полномасштабной математической модели энергоблока, функционирующей в реальном масштабе времени. Основное отличие от полномасштабного тренажера состоит в том, что панели имитатора БЩУ представлены в графической форме.

Аналитический тренажер включает в себя рабочие места операторов БЩУ и инструктора.

Операторский интерфейс состоит из диаграмм технологических систем, графических имитаций панелей и пультов БЩУ, экранных форматов системы контроля и управления, а также средств организации интерфейса - навигации, сигнализации и т.д. Оператор имеет возможность интерактивного управления оборудованием с помощью перечисленных средств.

С рабочего места инструктора осуществляется запуск модели и управление всей работой на тренажёре, включая задание отказов и воздействия «удаленного» управления (по месту).

Объем моделирования технологических систем и оборудования, систем контроля и управления, а также количество заложенных в модель отказов, позволяет моделировать широкий спектр нормальных, переходных и аварийных режимов, вплоть до тяжелого разрушения активной зоны реактора.

Аналитический тренажер является мощным инженерным средством для проверки проектных решений новых энергоблоков, тестирования алгоритмов управления, выбора настроек автоматических регуляторов и оптимизации эксплуатационных и противоаварийных инструкций.

Современные графические средства позволяют на интерактивном дисплее создавать изображения реальных панелей, причем изображенные на дисплее органы управления являются активными элементами и таким образом оператор может имитировать действия на реальном БЩУ. Таким образом, человеко-машинный интерфейс АТ максимально приближается к работе оператора на рабочем БЩУ. Это расширяет область применения АТ для обучения оперативного персонала, позволяет операторам АТ использовать привычные органы управления АЭС.

Локальные тренажеры

Локальные тренажеры - программно-технические комплексы, моделирующие технологические процессы, связанные с эксплуатацией, техническим обслуживанием и ремонтом оборудования АЭС и предназначенные для профессионального обучения оперативного персонала.

Основной целью разработки и последующей эксплуатации тренажеров является повышение безопасности и экономической эффективности эксплуатации АЭС, за счет совершенствования профессиональной подготовки оперативного персонала.

В состав локальных тренажеров для разных проектов входят:

  • тренажер центрального пункта управления;
  • тренажер пульта перегрузочной машины;
  • тренажер местного пункта управления водоподготовкой;
  • тренажер оборудования и систем программно-технического комплекса (ПТК) системы контроля и управления нормальной эксплуатации низовой автоматики, управляющей системы безопасности по технологическим параметрам (на базе аппаратуры Teleperm-XS) и системы верхнего блочного уровня АСУ ТП;
  • тренажер оборудования и систем коммерческого диспетчера АЭС (тренажер оптового рынка);
  • тренажер оборудования и систем системы контроля и управления (СКУ) реакторной установки системы контроля управления и диагностики;
  • тренажер оборудования и систем СКУ реакторной установки аппаратуры контроля нейтронного потока;
  • тренажер оборудования и систем ПТК системы контроля и управления противопожарной защиты.