JSC "STCD"

Diagnostics Center
URL: http://diaprom.com/
E-mail:
Address: office 329, Gazgoldernaya st. 14, Moscow 109518
Telephone/Fax: (495) 690-9195

Reactor Mode Diagnostic System of WWER-1000

Дерево событий при диагностировании течей

The basic functions of reactor mode diagnostic system are:

  • Real-time monitoring of primary circuit integrity. In case of loss of integrity, a diagnosis is issued containing the data on the leak location and rate i.e. indicating if it is a minor leak compensated by the reactor makeup system or uncompensated major leak;
  • Diagnostics of I&C standard measuring channels;
  • Monitoring of conduction of scheduled transient modes.

The early diagnostics of reactor system primary circuit defects and beyond-design condition is achieved by way of dedicated analysis of I&C analog and discrete signals. The logic model of power-generating unit equipped with WWER-1000 developed by JSC “Diaprom” is used for such analysis. The model is base d on the package of knowledge bases that contain the description of the sensors used, parameters calculated on the basis of the sensor readings, diagnostic thresholds and event trees making the system establish this or that diagnosis.

The model is implemented as the appropriate databases:

  • database "Analog signals";
  • database "Discrete signals";
  • database "calculated parameters";
  • database "derivatives";
  • database "functional links";
  • database "list of modes";
  • database "event trees";
  • database "diagnosis texts".

A sample of this model implementation as an event tree during leak diagnostics is given in Figure below. The diagnosis contains information about both the leak location and rate.

The specialty of reactor mode diagnostic system is the absence of necessity to equip the diagnostic equipment with additional technical control facilities. The diagnosis can be issued only on the basis of standard sensor readings. If additional signals from local diagnostic systems are used, the list of diagnoses issued by the system is broadened and the degree of the diagnoses reliability generally increases.

The reactor mode diagnostic system is an industrial computer or PC with the dedicated diagnostic software. The input data to be analyzed arrive from I&C of the power-generating unit through a dedicated hardware communication module or from the LAN. It is possible to receive data from the local diagnostic systems by way of dedicated equipment of signal conversion. The system structure is given in the Figure above.

The reactor mode diagnostic system software is developed to work under Microsoft Windows 98/NT/2000/XP.

The reactor mode diagnostic system software supports the following functions:

  • automatic real-time tracking of reactor system parameters with the issue of diagnoses and simultaneous archiving of diagnostic results and RS parameters;
  • post-event analysis using the recorded archives (to be used, for example, in case of analysis of abnormal situations or modes of reactor system operation);
  • event logging (startup, breaks, diagnosis issue etc.);
  • reporting in the format of common software solutions (Microsoft Word);
  • adjustment of the list of input parameters, diagnostic and alarm thresholds (setpoints);
  • event tree adjustment.

The latter two functions are not user defined functions and require expert’s participation.

The control of all basic functions (data base editing, reactor system parameter display, adjustment of initial system parameters) is performed from the main menu (see Figure above).

The view of the main format on the monitor during the operation of the reactor mode diagnostic system is given in the Figure below. On the left there is a list of I&C signals and the bar-graph representation. The green color in the bar graph means that the parameter value is close to the average design value in this RS operation mode, the yellow color means that the value is approaching the diagnostic threshold; the red color means that the diagnostic threshold is violated. Next to the bar-graph there is the parameter value and its full name according to I&C lists. On the right there is a list of parameters to be used to plot a graph (12 parameters at most). The graph is provided below the list of I&C parameters and is a graphical chart in the relative axes with the infinite time base. Below the graph there are data panels that display the system current status, list of parameters that exceed the diagnostic limits and texts of diagnoses.

The major stages of the system development included:

  • development of fault trees using expert knowledge of the reactor system operating modes procedure;
  • filling out data bases and knowledge bases;
  • optimization of major engineering solutions on a full-scale simulator of a power-generating unit equipped with WWER-1000 (VNIIAES).

At present the reactor mode diagnostic system is in the pilot operation at Unit №1 of Kalinin NPP. Over 400 I&C signals are used to perform the diagnostic procedure. A package of work had been accomplished to tailor the system according to the needs of particular I&C of the NPP Unit before the system was implemented.

Screen View of Main Format during Reactor Mode Diagnostic System Operation

АО «НТЦД»

Центр диагностики
URL: http://diaprom.com/
E-mail:
Адрес: 109518, г. Москва, ул. Газгольдерная, д. 14, оф. 329
Телефон/Факс: (495) 690-9195

Система режимной диагностики реакторной установки ВВЭР-1000 (СРД)

Дерево событий при диагностировании течей

Основные функции системы режимной диагностики:

  • контроль целостности первого контура, осуществляемый в реальном времени. При этом в случае нарушения целостности выдается диагноз, содержащий информацию о месте течи и ее масштабе, т.е. малая, компенсируемая системой подпитки, не компенсируемая и большая течь;
  • диагностика штатных измерительных каналов АСУ ТП энергоблока;
  • контроль проведения плановых переходных режимов.

Раннее диагностирование дефектов первого контура реакторной установки и непроектных состояний достигается с помощью специализированного анализа аналоговых и дискретных сигналов АСУ ТП. Для этого используется разработанная в Центре диагностики "Диапром" логическая модель энергоблока с реакторной установкой ВВЭР-1000. Основой модели является комплекс баз знаний, содержащих описание используемых датчиков, вычисляемых по их показаниям параметров, диагностических порогов и деревьев событий, выводящих систему на конкретный диагноз.

Модель формализована в соответствующих базах данных (БД):

  • БД "аналоговые сигналы";
  • БД "дискретные сигналы";
  • БД "вычисляемые параметры";
  • БД "производные";
  • БД "функциональные связи";
  • БД "перечень режимов";
  • БД "деревья событий";
  • БД "тексты диагнозов".

Пример формализации данной модели в виде дерева событий при диагностировании течей приведен на рисунке. В диагнозе содержится информация как о месте течи, так и о ее величине.

Особенностью СРД является отсутствие необходимости в оснащении диагностируемого оборудования дополнительными техническими средствами контроля. Диагноз может быть поставлен только на основе показаний штатных детекторов. При условии использования дополнительных сигналов от локальных систем диагностики реакторной установки, перечень диагнозов, выдаваемых системой, расширяется, и их степень достоверности, как правило, увеличивается.

СРД представляет собой промышленный или персональный компьютер с установленным специализированным программным обеспечением диагностики. Исходные данные для анализа поступают непосредственно с АСУ ТП энергоблока посредством специального аппаратного модуля связи, либо из локальной сети энергоблока. Возможно принятие данных от локальных систем диагностики оборудования энергоблока посредством специальной аппаратуры преобразования сигналов. Структура системы изображена на рисунке.

Программное обеспечение СРД разработано для использования в операционной системе Microsoft Windows 98/NT/2000/XP.

Программное обеспечение системы режимной диагностики поддерживает следующие функции:

  • автоматическое отслеживание параметров реакторной установки в режиме реального времени с выходом на диагнозы и параллельным архивированием результатов диагностирования и параметров РУ;
  • ретроспективный анализ ситуаций с использованием записанных архивов (используется, например, при анализе нештатных ситуаций или режимов эксплуатации реакторной установки);
  • ведение журнала событий системы (запуск, паузы, выходы на диагноз и т.д.);
  • вывод отчетов в формате общепринятых программных продуктов (Microsoft Word);
  • настройка перечня входных параметров, диагностических и аварийных порогов (уставок);
  • настройка дерева событий.

Последние две функции не являются пользовательскими и требуют участия эксперта.

Управление всеми основными функциями системы (редактирование БД, отображение параметров РУ, настройка исходных параметров системы) осуществляется из основного меню (см. рисунок).

Вид основного формата на мониторе компьютера при работе системы режимной диагностики показан на рисунке. Слева представлен список сигналов АСУ ТП вместе с их гистограммным представлением. При этом зеленый цвет на диаграмме означает, что значение параметра близко к среднему проектному при данном режиме работы реакторной установки, желтый цвет - приближение к диагностическому порогу, красный - выход за диагностический порог. Рядом с гистограммой приведены значение параметра и его полное название по перечням АСУ ТП. В правой части основного формата приведен список параметров, выводимых на график (не более 12 параметров). Сам график расположен под списком параметров АСУ ТП и представляет собой диаграмму в относительных осях с бесконечной осью времени. Ниже, под графиком, расположены информационные панели, на которых выводится текущее состояние системы, список параметров, вышедших за диагностические пределы и тексты диагнозов.

Основные этапы разработки системы включали:

  • разработку деревьев неисправностей с использованием экспертных знаний специалистов по технологии режимов эксплуатации реакторной установки;
  • заполнение баз данных и баз знаний;
  • отработку основных технических решений на полномасштабном тренажере энергоблока с ВВЭР-1000 (ВНИИАЭС).

В настоящее время система режимной диагностики находится в опытной эксплуатации на энергоблоке №1 Калининской АЭС. Для осуществления процедуры диагностирования используется более 400 сигналов АСУ ТП. Перед внедрением системы был проведен комплекс работ по ее привязке к АСУ ТП энергоблока.

Вид основного формата на мониторе компьютера при работе СРД